вторник, 16 июня 2015 г.

Ольхонский район – отрезанный ломоть монголосферы? Часть 1.

Или новая точка роста для монголо-тюркских народов? Рассуждения автора АРД после прошедших 13-14 июня Ердынских игр.

- Я думал, танай баруун буряадууд унаа, хосороо... Ваши западные буряты упали, стали жалкими, давно позабыли свой язык, культуру…Теперь я увидел, что вы не исчезли. Бэрхэ байнат. Я преклоняюсь перед вами, - сказал мой 68-летний приятель родом из села Ушарбай Агинского округа.
Он впервые был в Ольхонском районе на Ердынских играх, как, впрочем, и я, уроженец села Обуса Осинского района Усть-Ордынского округа.

Отрезанная земля
С 1923 по 1937 годы Ольхон входил в состав Бурят-Монголии. После её насильственного раздела, Ойхоний аймаг был передан в состав Иркутской области. В 1939 году его переименовали из аймака в район. Это было сделано с дальним прицелом – чтобы административные границы бурятских автономий и бурятской государственности не смыкались, образуя общую границу, и не охватывали более 80% побережья Байкала. Таким же образом, был в пользу Читинской области отторгнут Улан-Ононский район, чтобы бурятская Агинская автономия не имела общей границы с Монголией.

Шаманы помолились на месте силы
Про результаты Ердынских игр уже написали многие СМИ. Кто какие места занял, сколько приехало шаманов. Про шаманов отдельно выскажусь – обряд был довольно разноплановый, так как собрались представители разных регионов, включая монголов и якутов. Я поставил свою пачку молока скромно в уголке. Потом, когда сказали – забирать свое даалга, я увидел, что мое подношение шаманы забрали и преподнесли горе Ёрд.
- Хороший знак, подумал я, и стал делать гороо – обход вокруг священного места. Тут подходит Олег Булутов, глава Гуннского фонда.
- Давай наш гуннский флаг пронесем, помоги надеть на древко. 
Ладно, понесли. Туг тяжелый, но Олег упорно идет с ним. Подходят люди, спрашивают, что это. 
 
Олег Булутов и компания с флагом гуннов на фоне горы Ерд.
В перерыве между шаманскими ритуалами общаемся с Булатом Шагжиным, лидером организации «Буряад соел».
- Я привез на продажу бурятские книги, за час все раскупили. Причем, почти все покупатели – русские, - отметил Булат.
Краем глаза замечаю, что на поле перед шаманским обрядом сидят люди славянской внешности в вышиванках, венках из цветов и тоже молятся.
- Мы родноверы, поклоняемся духам, также как и вы, - пояснила Ксения, из языческой общины, - наши боги – Перун, Даждь, ничем не отличаются от ваших. А поскольку мы живем на этой земле, то отдаем уважение и вашим духам. Это ведь место силы!
Держатся за язык и культуру
Буквально за несколько часов площадка перед горой Ёрд превращается в площадь. Автомобили и автобусы едут друг за другом плотной колонной.
Зарисовка нашего времени – когда шаманы проводили ритуал, в небе над ними парил квадрокоптер. 
- Это видимо новый вариант элеэ (коршуна), - пошутил кто-то из присутствующих.
 Сами шаманы не обращали внимания на гаджет, но многие отвлекались от священнодействия, поднимая глаза в небо и маша руками. Затем мы с друзьями прошлись по городку. Там были поставлены основательные юрты, Ольхонский район, как принимающая сторона, соорудил этнодеревню.
Там ольхонцы представили свою уникальную культуру, вплотную связанную с Байкалом. Именно ольхонские буряты стали заниматься добычей нерпы, ловить омуля, в то время как для многих представителей монголосферы есть рыбу – это табу. Дети танцевали ехор, играли на народных инструментах. Заходя в ольхонские юрты, я видел  молодых, красивых девушек, разговаривающих на родном языке.
При этом, в Ольхонском районе нет полного обучения языку в школах, люди сами передают его в семьях из поколения в поколение.
Понятно, что проблем по части национальной идентификации – море. Но Ердынские игры, которые были проведены уже в пятый раз, показывают – что ольхонские буряты никуда не исчезли, и властям Иркутской области необходимо принимать определенное политическое решение по их части.  
 

 Источник: http://asiarussia.ru/articles/7945/

Комментариев нет:

Отправить комментарий