пятница, 18 апреля 2014 г.

Владимир Митыпов: «К Солженицыну отношения не изменил»

Произведения одного из самых известных писателей Бурятии стали библиографической редкостью. В ближайшее время планируется переиздание работ Митыпова. Было два произведения, которых не было в семейной библиотеке, и мама пересказывала их наизусть. Это роман Чингиза Айтматова «Буранный полустанок», о судьбе несчастного манкурта. И роман Владимира Митыпова «Долина бессмертников».
Автор: Евгений Хамаганов

Признаюсь, до этого дня, 13 апреля, никогда не видел Митыпова. Он не появляется на публике, не дает интервью. Впрочем, это объяснимо. Писатель, чьими произведениями зачитывалась вся этническая Бурятия, и не только она, в какой-то момент исчез из поля зрения широких масс. Многие почитатели его творчества предполагали, что дескать, либо спился, либо ударился в затворничество, либо умер.
И когда я стоял у крыльца Детско-Юношеской библиотеки имени Батожабая, мне навстречу шел интеллигентный стильный человек. Каким-то подсознанием я понял, кто это. Это был Владимир Гомбожапович Митыпов.
Между делом разговорились, я передал ему привет от друга, отца которого Митыпов хорошо знал. С первых секунд я был очарован.
Мы зашли в библиотеку, где была запланирована его встреча с ценителями творчества, которую организовало волонтерское движение «Буряад соел».
На встречу пришло не так много людей. К сожалению, многие забыли Владимира Гомбожаповича. Хотя в поисковиках Интернета видно, что его произведения до сих пор пользуются популярностью. «Мамонтенок Фуф» давно стал классикой отечественной детской литературы. «Геологическая поэма» до сих пор тревожит души, и влечет в суровые мужские экспедиции.
Владимир Митыпов давно ничего не пишет. По его признанию, безвременье 90-х годов отбило у него желание браться за перо. Булат Шагжин, лидер движения «Буряд соел», проехался по всем букинистическим лавкам Улан-Удэ, и нашел всего шесть книг Митыпова.
Впрочем, сам живой классик чувствует себя вполне прилично. В самом начале встречи он не сел на предложенный стул, встал за ним, и, придерживаясь за него руками, простоял перед аудиторией два часа. А человеку, между прочим, 73 года.
Назвать Митыпова классиком можно по трем причинам. Он – первый бурятский прозаик, который начал писать на русском языке. Он – первый бурят, начавший писать в жанре фантастики. Он лично был знаком и общался со многими знаменитыми писателями и поэтами Бурятии.
Мы сейчас находимся в библиотеке имени Даширабдана Батожабая. Как-то помню, иду я утром по улице, а навстречу Батожабай, – рассказывает Владимир Митыпов, – Он мне тогда сказал: «У каждого мужчины, который выходит на улицу с утра, в кармане должен быть рубль. Потом второго встретит, третьего найдет, и уже три рубля есть».
По словам Митыпова, Батожабай это говорил полушутя, но, видимо, была в этом определенная доля истины. Водка в то время стоила 2 рубля 87 копеек.
Слушая его рассказы, в которых он то и дело включал фамилии того же Батожабая, Николая Дамдинова, Цырена Шагжина – классиков бурятской литературы, было видно, что знающие люди слушали Митыпова с придыханием. Будет очень жаль, что все это наследие пройдет мимо бурятской молодежи, которая по статистическим опросам, помнит максимум Хоца Намсараева. Целый пласт бурятской литературы сейчас обрекаем на забвение.
Захожу как-то в Союз писателей Бурятии, сидит красивый парень, с шикарной шевелюрой, – так описал Владимир Митыпов свое знакомство с писателем Исаем Калашниковым. По его словам, то, что Калашников смог написать такое произведение, как «Жестокий век», не будучи бурятом, нет ничего особенного.
Исай, когда учился в Москве, на Высших литературных курсах – приезжал на каникулы в Улан-Удэ, покупал пластинки с песнями на бурятском языке, и слушал постоянно. У него была бурятская душа.
По поводу того, что сам Митыпов пишет на русском языке, он ответил просто.
Моих родителей, когда я был совсем маленьким, поселили на нынешней улице Трубачеева, в квартиру в деревянном двухэтажном доме. Наша бурятская интеллигенция тогда в основном жила в центре, а мое детство прошло в русской среде, в «Зауде». Хотя на родном языке я вполне неплохо говорю на бытовом уровне.
Именно Митыпов, по большому счету, стал родоначальником бурятской прозы на русском языке, и явил нового героя-бурята: интеллигентного, временами рефлексирующего человека, который находится на стыке культур и наций. Это уже не протестующий арат Цыремпил у Хоца Намсараева, и не большой, но беспомощный Аламжи у Даширабдана Батожабая. Это ученый-археолог Олег, который занимается раскопками города хунну. В видениях которого то ли дело встает беспощадный образ шаньюя Модэ.
Мне как-то предлагали отредактировать «Долину бессмертников». Оставить только историческую часть, – усмехнулся Митыпов. Естественно, писатель не стал этого делать. Потому что прототипом Олега Аюшеева стал поэт Дондок Улзытуев, ушедший из жизни в 30 лет.
Я спросил у писателя про его выступление на встрече с Александром Солженицыным в Улан-Удэ.

Тогда Митыпов довольно резко высказался, пожелав Солженицыну «вернуться в ту благословенную Америку». Как сказал Митыпов, он с тех пор своего мнения не изменил, и отказываться от своих слов не собирается.
Солженицын из той же когорты что и Виктор Астафьев, писатели, которые за что-то злы на свой народ, которые считали, что их чем-то обделили, чего-то недодали... И стали от своей обиды поносить свой народ. Солженицын решил почему-то, что он встал в ряд великих бородачей русской литературы - Толстой, Достоевский и он. Вы может уже и не помните, как Солженицын выступал   в Конгрессе США, с призывом уничтожить Советский Союз.
Как говорит Митыпов, он всю жизнь является беспартийным коммунистом.
Коммунизм - это как линия горизонта. Как бы ты не шел в ее сторону, она будет отодвигаться. Но это не означает, что не стоит идти в этом направлении. Надо всегда идти выше.
Профессиональную карьеру Владимир Митыпов начал геологом. Хотя в детстве увлекался астрономией, знал фазы Луны и в три часа ночи будил маму, чтобы вместе посмотреть на лунное затмение.
– Для меня было поразительно, когда в начале 90-х годов было солнечное затмение, и многие люди тогда собрались в оперном театре и стали молиться за то, чтобы небесное чудовище выпустило Солнце из пасти. Видел бы это Модогоев... В каждом столетии есть свое Средневековье. Вот на 90-е годы в России оно и пришлось.
По признанию Митыпова, сам он атеист, но уважает все религии. В свое время он начал писать роман о жизни Будды, но потом, в силу различных обстоятельств, забросил труд. В последнее время его больше интересуют исторические исследования.
Красной нитью через повествование Митыпова проходила украинская тема. Некоторое время он работал там, и поэтому, происходящие ныне события отзываются в его душе особенной болью. Писатель искренне сожалеет о том, что такая ситуация произошла вообще, начиная с распада СССР, и надеется, что не будет войны.
В конце встречи лидер движения «Буряад соел» Булат Шагжин сообщил, что при согласии писателя, вполне возможно будет переиздать его произведения, в первую очередь, «Долину бессмертников» и «Мамонтенок Фуф».

Справка

Митыпов, Владимир Гомбожапович. Родился 2 июня 1940 года, в городе Чита. Окончил геологический факультет Иркутского университета и Высшие литературные курсы при Литературном институте им. М. Горького. Является председателем Бурятской ассоциации жертв политических репрессий. Ему присвоено звание народного писателя Бурятии. Член Союза писателей России. Живет в Улан-Удэ. Первая научно-фантастическая публикация — повесть «Зелёное безумие Земли» (1966, 1969). Исторические произведения Митыпова — повесть «Ступени совершенства» (1969), роман «Долина бессмертников» (1975) — так же ассоциировано связаны с научной фантастикой. Древний Египет и держава хунну реконструированы в них воображением писателя-фантаста. Его перу принадлежат известная повесть «Инспектор золотой тайги» и повесть для детей «Мамонтёнок Фуф». Книги В. Митыпова переведены на английский, болгарский, венгерский, грузинский, китайский, корейский, монгольский, немецкий, польский, сербско-хорватский, словацкий, французский, чешский, японский языки.
Фото: Сергей Андреев

Источник: http://asiarussia.ru/articles/2686/

Комментариев нет:

Отправить комментарий