В этом месяце свет увидело
четвертое переиздание книги «Кто мы – бурят-монголы?» известного
историка-востоковеда, доктора наук Шираба Чимитдоржиева.
Книга, которая вызвала неоднозначную реакцию, поднимает ряд узловых вопросов истории и культуры бурят-монгольского народа, рассматриваются проблемы происхождения народа, историко-культурные связи Бурятии со странами Центральной Азии, распространение буддизма в Прибайкалье. В произведении подробно описано об уровне образования, управления, медицины и быта бурят до прихода казаков, события 17 века, приводятся сведения по истории вхождения бурятских племен в состав России, о поездке бурятской делегации в 1702-1703 гг. к Петру Первому.
Кроме того, автор коснулся некоторых перекосов в официальной истории, поделился мыслями по поводу событий 1937 года, когда Бурят-Монголия была расчленена на несколько частей, поднял вопрос о восстановлении прежнего названия «Бурят-Монголия», затронул вопросы литературы и языка. Специальные разделы посвящены темам ликвидации самостоятельности Бурятских автономных округов, деятельности общественных организаций и т.д. Издание было отредактировано автором с учетом сменившейся ситуации в бурят-монгольском мире.

Напомним, статья Шираба Чимитдоржиева на АРД “Бурятский этнос и монгольский мир” была с интересом принята большинством наших читателей. Впрочем, как обычно, не обошлось без некоторых разногласий...
В частности, профессор Чимитдоржиев в своей статье говорит: “Если бы эти люди владели старомонгольской классической письменностью, которая являлась основой бурятского литературного (письменного) языка в течение нескольких столетий до 1931 года, и были знакомы с источниками на этой письменности, заговорили бы по-иному, с огромным уважением и гордостью говорили «Мы — бурят-монголы!».
Или:
“Наши проблемы не приняли бы столь болезненного характера, если бы мы регулярно общались с Монголией, с монгольским миром и опирались на их помощь и поддержку. Нам надо понять, что если мы пойдем вместе с другими монгольскими народами, то мы, буряты, сохранимся как бурят-монгольский этнос. Необходимо расширять, углублять в первую очередь культурно-этнические, языковые связи, активно сотрудничать в научной области”.
Справка
Чимитдоржиев Шираб-Жалсан Бодиевич (р. 22 августа 1927 г. в селе
Кижинга Хоринского аймака Бурят-Монгольской автономной области) —
российский историк-востоковед (монголовед), доктор исторических наук,
профессор. Академик Петровской Международной Академии кочевых
цивилизаций. Почетный доктор Академии наук Монголии. Почетный член
Международной ассоциации монголоведов. Заслуженный деятель науки РФ и РБ
им. П. Р. Атутова. Кавалер Ордена Дружбы, Ордена «Чинис-хааны Алдрон
одон». Историк-востоковед (монголовед), специалист в области истории
Монголии, Бурят-Монголии, истории международных отношений в Центральной
Азии. Автор таких монографий, как «Взаимоотношения Монголии и Средней
Азии в (XVII—XVIII вв.)», «Взаимоотношения Монголии и России»
(XVII—XVIII вв.), «Россия и Монголия», «Русские, монгольские и бурятские
летописи о средневековых монголах», «Сотрудничество СССР и МНР в
области науки и культуры», «Антиманчжурская освободительная борьба
монгольского народа», «Национально-освободительное движение монгольского
народа в XVII—XVIII вв». «Монголия в эпоху средневековья и новое
время», «Российские монголоведы», «Академик Бимбын Ринчен». Издал ряд
работ по истории и культуре Бурят-Монголии: «Бурят-монголы история и
современность», «Кто мы Бурят-монголы? Раздумья монголоведа», «Хождение
хори-бурят к Сагаан-хану», «Была ли цивилизвция у бурят?», «Бурятский
этнос: трудный путь истории», «Бурятские летописи», «Выдающиеся
Бурятские деятели (1-8 выпусков)». Изданы им книги на бурятском языке:
«Монгол орон», «Сагаалган», «Сургаалай угэнууд», «Минии Буряад-Монгол».
Участник 2-9 Международных конгрессов монголоведов, конференций в
Улан-Баторе, Кобдо, Улан-гоме, Саппоро, Варне, Осаке.
Источник: http://asiarussia.ru/news/6564/
Комментариев нет:
Отправка комментария