Активисты Бурятии предлагают издавать новые учебники
истории Бурятии и научные труды по истории происхождения бурятского
этноса. Все упирается в финансирование

Разговоры о создании новых учебников по истории Бурятии ведутся много
лет. Но кто будет их писать и в каком виде преподнесут историю?
Общественники Бурятии считают, что подход к созданию истории должен быть
коллегиальным. Иначе опять получим печальный опыт советских учебников
истории.
- Учебники писались лицами, у которых представление о ходе исторических событий было выгодным для государственной политики этой эпохи. Поэтому на сегодня у многих народов нет более или менее единой, объективной истории происхождения, в том числе у бурят, - говорит инициатор проекта.
А версий за многие века накопилось много. Это и подтолкнуло
общественников к написанию книг, чтобы дать в них несколько версий о
происхождении бурят.
Чему ошибочно учат в школе
Больной вопрос - нынешние учебники по истории Бурятии.
- На одном из заседаний мы имели возможность пообщаться с учёной
средой, выслушать замечания по учебной программе, а позже проверить
обоснованность этих замечаний, - говорит он.
По его словам, учебная программа по истории Бурятии существенно не изменилась с 1965 года.
- В частности, утверждают, что буряты были диким и отсталым народом,
что «первооткрыватели» обнаружили на просторах незаселенной Сибири
пещерных бурят и вынуждены были от них обороняться в своих острогах. Это
отнюдь не так, а исписано было ещё русскими летописцами того времени, в
летописях соседствующих народов и бурят. Да и в советское время до
раскола Бурят-Монгольской АССР исторические работы не претерпевали
лживых изменений. При этом в учебниках информация о бурятских родах
представлена в двух строчках, а об общности с монгольским миром - в
одной. Можно ли такие учебники считать полезными для наших детей? Можно
ли считать, что уклад, которым жили наши предки — отсталый и архаичный?
Только малая часть нашей молодёжи понимает, что бурятские традиции
позволяли иметь крепкие семьи, до сорока лет нельзя было пить, нельзя
было иметь рабов и крепостных. Это лишь малый список мудрости нашей
культуры. Но наша культура не выдержала рабовладельческого строя, а
затем и тоталитарного.
Учёные же в один голос жалуются, что образование оторвали от науки.
Научная среда до сих пор варится в своём соку и пишет сложные труды и
сборники для таких же учёных. Поэтому учебники не претерпели серьёзных
изменений.
- Причина сегодня кроется не в ограничениях властей, главное,
конечно, не разжигать и не отсоединять, а в отсутствии команды на данный
проект и его финансирования. Учебники должны быть написаны доступным
языком и с хорошей иллюстрацией. В школах по разным причинам, одна из
которых – недостаточность материалов, преподаватели не уделяют внимания и
времени истории своего этноса, - считает Шагжин.
История народа — это не только история региона
Общественники затронули еще одну проблему школьного образования.
История бурятского народа до сих пор ограничена историей территории РБ.
Туда вошла информация о раскопках, какие кочевые племена проживали (в
основном предки тюркских и монгольских народов), куда укочёвывали, как
происходило добровольное вхождение бурят, как дикий народ спасла
советская власть, образование АССР, РБ, Хурала и прочее.
- Если сравнивать с учебниками истории России, то эти книги строятся на политике личностей. Сами особы чаще всего довольно симпатичны и интересны читателю. Примерно по такому пути хотим пойти и мы, - делится своими планами организатор.
Решение активистов
Деятели собрали несколько редсоветов для выпуска книги пока с рабочим
названием «Происхождение бурятского этноса» и решили выпустить основной
учебник и около 10 сборников с первоисточниками с общим тиражом 50
тысяч экземпляров.
За издание учебных пособий по истории происхождения бурят взялась
общественная организация «Буряад соёл». Ее председатель - учредитель
одноимённого издательства и председатель редакционного совета. Всего
заседаний учёного совета, который занимается сбором материала, проведено
пять. Число участников малого редсовета — 12 человек, большого - 140
человек. Основной состав — доктора и кандидаты исторических наук.
Пишут книги на свои деньги
Работа над проектом подразумевает сбор и переработку информации с
научного языка – это вычитки, корректировки, утверждения, дизайн, заказ
иллюстраций, продвижение, авторское вознаграждение, печать и пр.
Большая часть книг будет передана безвозмездно, на общественных мероприятиях, в школьные библиотеки, если найдем финансы. И затраты, соответственно, будут довольно крупными. По мнению инициатора, такого рода проекты нельзя назвать коммерческими и они должны выполняться Министерством образования. Однако, по словам общественника, по итогам 23 лет этого не произошло.
Большая часть книг будет передана безвозмездно, на общественных мероприятиях, в школьные библиотеки, если найдем финансы. И затраты, соответственно, будут довольно крупными. По мнению инициатора, такого рода проекты нельзя назвать коммерческими и они должны выполняться Министерством образования. Однако, по словам общественника, по итогам 23 лет этого не произошло.
- Сейчас проект мы выполняем на свои средства. Часть проекта
выполнена и даже подписали в печать переработанную книгу Шираба
Чимитдоржиева «Кто мы – бурят-монголы», - рассказывает Булат.
Ждут участия в общем деле
По его словам, о важности данного проекта заявил губернатор Иркутской
области Сергей Владимирович Ерощенко, о чем также подтвердил
официальным письмом на адрес РОО «Буряад соёл».
- Мы рассчитываем, что наш глава республики также отзовётся на наши инициативы. Нам важны участие в народном проекте Министерства образования, утверждение данного учебника в учебной программе, помощь в издании, - говорит активист.
Организаторы просят поучаствовать в общем деле, чтобы проект стал по-настоящему народным.
- Требуется финансовое участие, а также в качестве иллюстраторов,
корректоров и прочих. Возврат можем производить полученным тиражом, -
говорит Булат.
Долг перед потомками
Главную задачу сегодняшнего поколения активисты видят в создании для
своих потомков книги с трудами, с более или менее приемлемой единой
концепцией происхождения бурят.
- В этом проекте, надеюсь, примут участие все граждане, кому не
безразлична судьба бурятского народа. Кто-то пишет, кто-то редактирует,
кто-то издает. А остальные своим финансовым вкладом будут считать
выполненным свой долг перед потомками. На сегодня у нас есть
редакционный совет. Возглавляет его общественный деятель, издатель Булат
Шагжин. Созданы оргкомитеты по сбору средств в Бурятии, Иркутской
области и Забайкальском крае. По моему субъективному мнению, без знания
своих корней и истории через определенный промежуток времени, 50 – 100
лет, бурятский язык, культура, менталитет забудутся. Мы перестанем
существовать как этнос, - сообщает автор и руководитель проекта,
председатель оргкомитета Гончикбал Баиров. - Отнесемся с
ответственностью к начатой работе, значимость которой ясна всем. Если мы
сегодня не сделаем ее, следующие поколения вряд ли смогут ее выполнить.
Реквизиты для оплаты
Региональная общественная организация «Буряад соёл» (бурятская культура)
ИНН/КПП 0326521866/032601001
Номер счета организации: 40703810109160030351 ОАО «Сбербанк России» Бурятское ОСБ № 8601
К/с: 30101810400000000604, БИК 048142604
Основание для платежа: на подготовку к изданию бурятской исторической литературы
Председатель правления «Буряад соёл» Шагжин Булат Саянович, тел.: 8-924-77-089-55, 8-3012-22-30-29, bulat@bsgroups.ru
Источник: http://www.infpol.ru/obshchestvo2/item/8737-aktivisty-predlagayut-izdavat-novye-uchebniki-istorii-buryatii.html
ИНН/КПП 0326521866/032601001
Номер счета организации: 40703810109160030351 ОАО «Сбербанк России» Бурятское ОСБ № 8601
К/с: 30101810400000000604, БИК 048142604
Основание для платежа: на подготовку к изданию бурятской исторической литературы
Председатель правления «Буряад соёл» Шагжин Булат Саянович, тел.: 8-924-77-089-55, 8-3012-22-30-29, bulat@bsgroups.ru
Источник: http://www.infpol.ru/obshchestvo2/item/8737-aktivisty-predlagayut-izdavat-novye-uchebniki-istorii-buryatii.html
Комментариев нет:
Отправка комментария