четверг, 4 декабря 2014 г.

Бурятия - азиатские ворота России

Автор АРД Булат Шагжин рассуждает о потенциальных точках роста и многовекторном развитии республики.


Проекты, которые разворачиваются по азиатскому коридору:
1. Шелковый путь. Транзитная магистраль. По сути, Бурятия — лишь территория для дорожных путей. Предварительно ни Улан-Удэ, ни Иркутск не будут находиться на шелковом пути. Дорога будет соединять Внутреннюю Монголию, Монголию, Бурятию, Иркутскую область и далее в Транссибирскую магистраль.
2. Газопровод — очень старательно пошел в обход Бурятии.
3. Проекты развития Дальнего Востока и Байкальского региона — без Республики Бурятия.
В ближайшей перспективе Бурятия — аутсайдер почти во всем. Так что даже нынешняя плачевная ситуация с экономикой республики не так уж в будущих оценках будет плоха.
Между тем, реальный потенциал Бурятии не в ее богатых ресурсах. Хотелось бы, по крайней мере, в это верить.
Потенциал Бурятии в брендах. Но прежде, чем что-то называть брендом, необходимо продвижение. Переберем основные из них.

Бурятия как центр азиатской культуры, политики и логистики в России:
Бурятия — центр буддийского мира России.
В Москве и других регионах довольно много сторонников учения Будды. И многие ездят в Китай и Индию в буддийские школы и на святые места. О наших храмах, школах, Алханае или Барагхане, им мало известно. Если даже известно, то хочется посетить места посильней, поближе к корням буддизма. По мне так это обывательская неграмотность, которую необходимо исправлять. Причем упор в рекламе делать на страны Азии.

Бурятия — один из крупных центров шаманизма.
Общаюсь со многими известными обществами и шаманами. В целом поток идет, но он мог бы быть больше. Очень примечателен пример Кастанеды. Он один как писатель и шаман смог создать мировую моду на южноамериканский шаманизм. Миллионы последователей теперь ради одного любопытства (и еще пейота) объезжают шаманские места древних индейцев. Наш шаманизм однозначно интереснее.
Кстати у многих монголов шаманы считаются сильными с бурятскими корнями. Бурятия и Иркутская область — это место нахождения тринадцати северных хаатов. 13 северных ноёнов почитаются во всем шаманском мире монголов.

Бурятия — Байкал и туризм
Избитая тема. Все друзья по России однозначно хотят сюда попасть. Но никто не едет.  Сезон короткий. На поезде долго, самолетом дорого. Как направление для туристов из азиатских стран еще не выстраивалось.

Бурятия — путь к Монголии. В будущем и к Китаю (шелковый путь)
И не только в товародвижении, но и политическом русле. Данный человеческий капитал позволит быстрее начать работу с Монголией.

Бурятия — стык, на котором возможны саммиты Россия-Китай-Монголия
В Бурятии уже проводились встречи. Так был оказан прием Ким Чен Иру в 2011 году. В 2012 хотели провести Саммит министров стран АТЭС (перенесли в Москву). Так вот на неудавшейся попытке в 2012 году движение закончилось. А зря...

Бурятия — это бурят-монголы, проживающие во всех трех странах-партнерах
А также нация, цементирующая деловые и политические отношения трех стран.

Бурятия — это одна из самых толерантных республик России. Угроза террористических актов сведена к нулю. Межнациональный мир и межконфессиональный мир на довольно высоком уровне.
Опять же для проведения мероприятий самое то. Однако в последнее время неграмотные действия в части отмены преподавания языка, задержание Доржиева, сопровождающееся негативным национальным окрасом, подпортили этот фон.
Считаю, что именно город Улан-Удэ должен быть азиатским лицом России. Место, где азиатским политикам и бизнесменам Россия представлялась бы родной с точки зрения культуры, религии, быта, практики ведения переговоров. До Улан-Удэ легко добраться из Китая или Монголии, нежели в другую национальную республику России. Город средний для российских масштабов. Есть международный аэропорт, ж/д, посольство Монголии и пр.
Но, как и везде, человека встречают по одежке, а город по архитектуре. Пока же наш родной город хуже, чем среднестатистический город в такие же 400 тысяч человек. Это выдают и старые дома, дороги, заваленные мусорные баки. Не говоря уже о скудной национальной специфике города. «Голова, тигры на мосту и мэргэн», - все, что могут сказать туристы о нашем городе. Чувствуют, ли что попали ли в столицу Бурятии наши гости? Вряд ли. Грязный, обшарпанный город, который стоит объезжать стороной. Об этом говорят и отчеты автолюбителей, любящих колесить по стране. В Бурятии им нравятся лишь доброта и открытость бурят и буузы.

О бизнесе
Китайский бизнес будет развиваться однозначно через Москву. Однако нужно большое число специалистов на границе. Водители, юристы, грузчики, коммерсанты, федеральные службы, кладовщики, сфера обслуживания и другое. В данном случае неплохо сделать упор на довольно бедной и безработной Бурятии.
Китай в недавнем прошлом занимал около 10% торгового оборота страны. Больше 50% оборота формируются странами, которые ввели и вводят санкции по отношению к России.
При анализе товародвижения становится ясно, что погоду делает только продажа ресурсов.
Чтобы компенсировать потери от санкций, Россия должна, вероятно, продавать больше ресурсов в Китай, как основному партнеру. Однако судя по структуре поставок, Китай должен больше либо больше производить, чтобы больше потреблять, либо отказаться от других поставщиков, если Россия предложит наиболее интересные условия по ценам.
Производить значительно больше Китай вряд ли будет. Немного вырастет в силу перераспределений мировых производств, немного за счет России. А вот снижать свои цены для Китая Россия будет вынуждена. Товарный оборот от этого только будет увеличиваться.

Бурятия превратится в рабочую лошадку по обеспечению товародвижения в Россию.
В Бурятии многие товары значительно дороже, чем за Байкалом. Оценивая бизнес-климат в Бурятии, становится ясным, что большая часть товаров везется с Москвы, китайских рынков в Иркутске и из Китая. Поэтому тесное взаимодействие в торговом плане с Китаем позволит экономить как бизнесу, так и населению Сибири. Вводимые процедуры отмены двойного обложения пошлинами при пересечении двух границ Монголии с Китаем и Россией позволят увеличить товарный поток через Бурятию.
Сумеет ли Улан-Удэ и Бурятия стать азиатскими воротами — покажет время. 
P.S. В свое время писал исследовательские работы для различных конференций. Получал призовые места среди ученых. Один из первых полученных призовых мест позволил перевестись в МЭСИ на бюджет. На научность в данном случае не претендую.
Стараемся формировать намерения и двигаться в нужном направлении. Думаю, власти готовы нас поддержать.

Источник: http://asiarussia.ru/blogs/5150/

Комментариев нет:

Отправить комментарий