воскресенье, 20 сентября 2015 г.

Булат Шагжин: "Если гибнет язык и культура, не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по Тебе!

(без названия)
С Булатом Шагжиным я познакомился в январе 2014-го на ток-шоу Булата Цыденешеева, посвященном проблемам бурятского языка. Мы как-то сразу нашли общий язык, разговорились, а после передачи он пригласил меня на один из своих вечеров, завсегдатаем которых я стал позже.
Автор: Алдар Гунтупов

О человеке многое говорит внешность. Булат - высокий, чуть сутуловатый человек. Глаза - умные, наблюдательные, с веселыми искорками. В уголках губ притаилась ироничная улыбка. И внешне, и своей манерой держаться он напоминает мне популярного голливудского актера Чарльза Бронсона, наших кстати - тюрко-монгольских кровей человека, игравшего в вестернах мужественных героев, волков-одиночек, бунтарей. Также и Булат - уверенный, знающий цену себе и своим словам, независимый, самодостаточный человек.

Хотя я не являюсь членом "Буряад Соел", но всегда разделял цели и задачи этого движения и поддерживал проекты Булата, о котором я уже в первых статьях писал как о "молодом человеке, обладающим всеми задатками потенциального лидера бурятской молодежи, а в перспективе и всего народа" - http://aldar-guntupov.livejournal.com/2160.html.
И вот очередная печальная новость (предыдущая - нападение на Хамаганова) - 8 сентября Булат покидает Бурятию. По зову сердца решил навестить Булата, как раз застав отъезд общественника.



- Булат, расскажи о причинах отъезда?

- Уезжаю из-за давления со стороны властей, нескончаемых проверок. Первые начались прошлым летом через 4 дня после митинга в защиту Доржиева, следующие через три дня после митинга в защиту БГУ, затем пошел какой-то нескончаемый поток. Я должен по нескольку раз показывать бухгалтерскую отчетность, фотографии, отвлекать одного человека на беготню по инстанциям, а это - одна лишняя зарплата, нервотрепка. Вместо помощи оказывается давление, при этом во всех СМИ власти говорят, что поддерживают бурятский язык.

- А психологическое давление?

- Я публичный человек, молчать не буду, поэтому напрямую на меня давить смысла не было, давили опосредованно - через моих знакомых. Непонятные люди приходили к друзьям домой, вызывали, угрожали, провожали до дома на машине.

Пока мы разговаривали, в комнату то и дело заходили грузчики и выносили оборудование, заглянул администратор и новый арендатор.


Еще недавно здесь стояли печатные станки и пахло типографской краской.

Тайная комната для переговоров - без прослушек и жучков.

- Ты решил свернуть книгопечатание?

- Ну, не совсем свернуть, я планирую в столице печатать и сюда отправлять. Московские органы не такие придурошные, чтобы устраивать цирк.

- Что будешь делать в Москве?

- В Москве основное направление так и остается - 1С, консалтинг, параллельно будет идти социальный проект по книгам, назову издательство не "Буряад Соел", а "Азия", буду печатать бурятские книги, которые вызовут интерес по всей России - художественную литературу, например, Владимира Митыпова и религиозную - по тэнгрианству и буддизму.
Вообще у меня большие планы по общественной работе, но озвучивать их пока не буду.

Пока брал интервью, постоянно раздавились звонки, на которые Булат отвечал примерно следующее:
- Нет мы уже не печатаем. Я все, закрылся.

Кто же звонил Булату? Возможно начинающий писатель хотел опубликовать рукопись, а может небольшой книжный магазинчик, сельская школа или районная библиотека хотели закупить книги на бурятском языке. Как объяснить им, что из-за происков недоброжелателей издатель вынужден покинуть республику?

- А "Буряад Соел" продолжит работу? Его организационная структура сохранится?

- "Буряад Соел" возглавил Солбон Дугарович Санжиев. Он будет действовать абсолютно самостоятельно, сам определит вектор развития. Тем не менее надеюсь, что найду деньги на финансирование организации.


- Что можешь сказать о нем?

- Он дархан, директор строительной компании. Довольно самостоятельный, деятельный человек, когда мы работали, искренне помогал. Ему 40 лет. Хорошо говорит по-бурятски, из Аги.
На данный момент уже 2 недели тушит пожары, делает видео- и фотоотчеты. Если я решаю вопросы остро, то он мягче, дипломатичнее, на этом этапе как раз нужен такой человек. Я более конфликтный по характеру.

- Согласен, Солбон - наиболее подходящая кандидатура, зрелый и в тоже время полный сил, перспективный общественный деятель.
А сколько людей сейчас в "Буряад соел"?

- Строгого членства нет. Хотели делать, но поняли, что бурятское общество не готово к такому формату, то есть прийти и войти в члены - да, а что-то делать - все побегут в кусты. 100 человек соберется и каждый будет поучать другого, что делать, тот третьего и т.д.

- Все-таки костяк есть?

- Человек 5 всего, которые решают важные вопросы, и человек 200 неравнодушных.

(без названия)

- Ты приехал в республику в июле 13-го и в декабре того же года начал работу. Что сделано за столь непродолжительный период - год и 8 месяцев?

- Школу бурятского языка организовали. Подняли проблему его сохранения и популяризации. СМИ, к счастью, нас поддержали. 300 человек, разбитых на 10 групп, прошли обучение, в мае был показательный концерт.

- Провели порядка 20 мероприятий с писателями в городе и районах Иркутской области. Как мне кажется, творческие вечера вдохновили многих классиков бурятской литературы, трое после длительного перерыва начали писать и выпустили книги.

- Организовали концерты, вышло около 100 статей и передач по проблемам бурятского языка с нашим участием.

(Какие это были вечера! Хорошо организованные, проходившие в дружественной, непринужденной атмосфере, притягивавшие талантливых, неординарно мыслящих, неравнодушных людей.
А каких гостей приглашала чета Шагжиных! Считаю, что мне - начинающему литератору несказанно повезло. Пытать вопросами Баира Дугарова о его дружбе с Калашниковым или подискутировать в сторонке с Алексеем Гатаповым по тюркскому вопросу, или расспрашивать Владимира Митыпова о секретах писательского мастерства - это, поверьте, дорогого стоит!
А споры какого высокого накала шли! Помню не в силах терпеть разглагольствования Дамдинова, я метнулся было со сжатыми кулаками к трибуне, но вовремя вставший между мной и побледневшим министром образования Булат предотвратил тесное и жаркое общение парня из народа с одним из его "славных" сынов.
)

Вечера Булата всегда привлекали красивых и неординарных людей.



(без названия)
Неукоснительным правилом дресскода на вечерах стало ношение национального костюма.


- Итоги книгоиздательской деятельности?

В 13-м году, когда приехал и прошелся по книжным магазинам, максимальное количество бурятских книг летом было 7 штук, а зимой аж 3 (Смеется). Провели переговоры, руководители книжных сетей поддержали нас, выделили отдельные стеллажи с условием, что мы их заполним. И мы сдержали слово - местные авторы попали на эти полки. На сегодняшний день я насчитал уже порядка 50-70 позиций, т.е. ассортимент увеличился в 10 раз. Причем 50% продукции - книги нашего издательства или издательств, в которые мы заказывали печатать книги. Торговый дом "Полином" дал отчетность - наше издательство заняло первое место по продажам в республике.

- Какой тираж печатной продукции выпущен за прошедшее время?

- Я считал - за год с апреля 14-го по апрель 15-го издано 45 тысяч, плюс еще за 4 месяца - 25 тысяч, итого - 70 тысяч, т.е. примерно 4370 в месяц, 140 книг в день.
Выпускали 30-40 позиций - книги по фольклору: песни, благопожелания, загадки, сказки, а также детскую и религиозную литература, фотоальбомы, вплотную подошли к художественной литературе.

Книги "Буряад Соел" составляли до 50% книжной продукции. Кто теперь заполнит эту нишу?

- А в идеологическом плане какой след оставила "Буряад Соел" в общественном сознании бурятского народа?

- Здесь я сразу скажу, что 97-99% общественников любят круглые столы, но не любят что-то делать. Когда наша деятельность началась, к сожалению, многие общественники захотели денег от меня, я первое время давал эти деньги, но в итоге они их прогуливали и ничего не делали, остальная часть - просто пришли, поболтали, разбежались. Спрашиваю, кто готов поработать - никто не хочет, но опять же лезут с советами. Говорят мне, ты же профессиональный общественник, вот и делай сам (Смеется).

Тем не менее люди всколыхнулись, конечно. Многие получили понимание - кто мы такие, что мы часть монгольского мира, что у нас очень интересная культура и литература. В этом есть заслуга "Буряад Соел", но то, что сделано - лишь первый шаг.


- Ты получил поддержку от бурятских ученых?

- С учеными мы начали проект по истории бурят. К сожалению, были посланы письма из Минобраза с вопросом - по какой причине работают с Шагжиным. Ученым позвонили, объяснили, чтобы с нами не работали. Они перепугались, стали звонить мне все вместе в один день, мол нам запрещают сотрудничать, иначе увольнение. Тем не менее будем писать книгу и дальше, 10 тысяч хотим напечатать, сделаем очень дешевой. Большую часть подарим школам и библиотекам.

(Ох уж эти мне бурятские ученые! Как вытравить из их сознания атавистический страх 37-го года? Как научить выдавливать из себя по капле соглашательство, трусость и бесхребетность? Все вышесказанное не относится, конечно, к нашим молодым исследователям - Цыремпилову, Цыбикдоржиеву, Нанзатову и др., однако и они кажется в своем цветущем возрасте совсем самоустранились от общественной работы, превратившись в тихих кабинетных ученых. Но ведь и Доржи Банзаров, и Цыбен Жамсарано, и Михаил Богданов, и Бидия Дандарон совмещали плодотворную научную деятельность с мужественной борьбой за права многострадального бурятского народа.)

- Ситуация с ВАРКом ассоциируется у меня с агонией старой загнанной клячи. И все-таки, как складываются ваши отношения?

- Чем отличается ВАРК от других организаций? ВАРК имеет официальный статус. Ассоциация может организовывать Алтаргану, имеет право, заручившись поддержкой правительства, приглашать иностранных гостей, может проводить международные мероприятия и т.д. Никакой другой организации власти не дадут таких полномочий.
Мы предложили ВАРКу помощь в проведении Алтарганы, они сказали, что готовы к сотрудничеству, однако на звонки Солбона не отвечают, трубку не берут, сбрасывают, встреч избегают.
ВАРК должен реформатироваться, при этом необязательно уходить Булдаеву и его свите, но они должны дать дорогу молодым, только в этом случае возможно наше тесное сотрудничество.

- Есть ли у 600-тысячного бурятского народа лидеры, идеологи? Какие общественные организации стоят на твой взгляд в авангарде борьбы за права народа?

- Народный лидер появится, когда возникнет бурятский народ, но сейчас это больше население, а не народ. Есть маленькая группа неравнодушных людей-волонтеров, есть еще более маленькая группа пассионариев, но быть лидером среди 10 человек - смешно.

Тем не менее я вижу огромный потенциал у Баира Дышенова, Солбона Лыгденова - людей, которые болеют за свой народ. Очень много других общественников, которые не ради большой славы, денег делают свои проекты - например, издатели журнала "Ошор Зам".

Большую работу проводит Чингиз Раднаев - налаживает дружбу, культурные связи между монгольскими народами, борется с трайбализмом.

Считаю настоящими мужчинами депутатов Федора Бураева, Молон-ламу, Аркадия Цыбикова, вставших на защиту бурятского языка.


- Ты доволен результатами?

- Я бы не хотел подводить итоги. Результаты хорошие, но из-за властей мы делаем 2 шага назад, а один за счет работы общественников вперед, но это все равно движение назад. Раньше плыли по течению, сейчас пытаемся сопротивляться, но все равно плывем назад. Чтобы преодолеть создаваемые нам препятствия необходимо делать три шага вперед.

(Тем не менее я могу говорить о феномене "Булата Шагжина". Появляется молодой, если не юный, никому на тот момент не известный человек и за 2 неполных года осуществляет значительный объем работы, той работы, которую по определению должны были делать, но почему-то не делали ВАРК, БНЦ, БГУ, Межнацком, Минкульт и Минобраз. При этом Булат тратил свои средства, время и нервы, а чиновники, протирая штаны, получали еще и нехилые зарплаты.)

- Какие задачи приоритетны для "Буряад Соел" на новом витке развития?

- Сейчас главная задача - поднять пассионарность бурят, заложить ростки самосознания. Для этого необходимо обратить пристальное внимание на детей и молодежь. На сегодняшний день даже в Хоринске дети не говорят по-бурятски, потому что смотрят популярные мультики на детских каналах, варятся в соку телевизионно-планшетной культуры.
Выход есть - мы должны создавать параллельно с бурятским кино хорошие бурятские мультфильмы на уровне японских аниме, которые бы показывали по всей России, за рубежом. Посмотрев мультфильмы о бурятской культуре, дети будут не только культурно обогащаться, но и гордиться тем, что они буряты, более того все россияне будут гордиться тем, что в России есть такой уникальный регион - Бурятия.

Второе - поддержка бурятской литературы. Почему? Многие люди в бурятских деревнях говорили мне: "Мы хотим изучать бурятскую культуру".
А что это? В театр ходить - для многих скукота, это элитарное искусство.
Танцы - тоже не вся культура, через них не познаешь все культурное богатство.
Остается литература. Через нее возрастет массовая культура, т.е. люди, интересующиеся бурятской культурой, прочитав хорошие книги, в дальнейшем смогут сделать адекватные фильмы, мультфильмы, театральные постановки.

- Кому как не тебе знать уровень развития бурятской литературы? Какие книги востребованы у читателей?

- К сожалению, бурятская литература, даже мирового уровня, например, Исай Калашников, не будет пользоваться спросом у современного читателя. Она уже не актуальна: мало кому будет интересно читать, как поднимали колхозы, как из деревни переезжали в город, били белых, боролись с ламаизмом и т.д.

Думаю сейчас будет интересна художественная литература с буддийскими, тэнгрианскими мотивами, написанная в фэнтезийно-мифологическими стиле. Писатель, пишущий в таком ключе, может стать сибирским Кастанедой, он будет очень интересен зарубежным читателям.

- Не раз общался с Булатом Аюшеевым - главредом "Байкала", он с горечью констатировал, что в основном в редакцию приносят рукописи люди пенсионного возраста, но молодых писателей не появляется уже как 10-15 лет, чувствуется острая нехватка хорошей литературы. Так почему же не появляются новые Хоца Намсараевы, Исаи Калашниковы?

- 90-е годы наложили тяжелый отпечаток на современную бурятскую литературу. Стать писателем - значит детство, юность, молодость посвятить чтению книг, интересно жить, суметь себя сделать и к 40 года начать писать серьезную литературу. Но, к сожалению, у тех 40-летних, которые когда-то подавали надежды, выпал большой период жизни из-за того, что в молодые годы надо было выживать, как-то зарабатывать или эмигрировать, поэтому сейчас они совсем не пишут.

Во-вторых, вообще самая невыгодная, проигрышная позиция на книжном рынке - быть писателем. Издатель, типография, оптовик что-то заработают, а писатель, если он не в топ-100, ничего не заработает, 2-3 года потратит ну и 40-50 тысяч в очень хорошем случае получит, т.е. даже на еду не хватит.
Неудивительно, что все, что пишется сейчас - создается теми кому за 50 лет, кто творил в советское время. Тем не менее у современной молодежи появляются литературные клубы, они довольно-таки неплохо пишут, лет через 10 наверняка появятся талантливые писатели, но будут ли они писать на бурятскую тематику - вот в чем вопрос.

- А Гатапов?

- Гатапов станет классиком, причем не только бурятской литературы.
Есть же литература - детективного стиля, когда постоянно поддерживается интрига, когда листаешь страницу за страницей. Так написан "Жестокий век".



У Гатапова же художественный стиль, 5 страниц он будет обстоятельно рисовать картину - описывать быт, кто что сказал, как сделал и т.д. У Гатапова целая книга будет посвящена году или двум из жизни героя, в то время как у того же Калашникова в одной книге описывается вся жизнь человека, быстро заворачивается сюжет. Этот интригующий стиль всегда существовал и будет интересен современникам писателя, а художественная литература, где историческая картина тщательно вырисовывается, будет интересна читателям и через 200, и через 500 лет, потому что наши потомки будут сильно оторваны от описываемого времени и информацию о нем смогут почерпнуть только из таких книг.

(Не раз я хотел опубликовать аналитическую статью о писательском деле в Бурятии, подробно пройтись по персоналиям, по книжным новинкам, по деятельности Союза писателей РБ, да все не дотягиваются руки. Считаю, что бурятская литература находится в каком-то коматозном состоянии - фактически убит старейший литературный журнал - "Байкал", не выделяются деньги на издание книг, новых имен не появляется, а в литературе царит откровенная графомания, мелкотемье, подлинное мастерство подменяется мастеровитостью, мастер - ремесленником, владеющим может быть безупречным синтаксисом, орфографией и пунктуацией, но обделенным так называемой искрой Божьей, всегда отличающей подлинный талант от жалкого эпигона. Очень много у меня накопилось претензий к Тимуру Гомбожаповичу, Матвею Рабдановичу, наконец к нашим филологам из БГУ. Нет у нас настоящей литературной критики (впрочем как и театральной, и кинокритики), нет площадок - литературных кружков, курсов, на которых бы маститые классики могли передавать опыт молодому поколению. Не понятно мне и это поветрие, когда все наши мэтры ринулись писать только о чингисхановской эпохе, как-будто нет других значительных тем в яркой и насыщенной бурят-монгольской истории. Бурятская литература безнадежно отстала от требований времени - в ней существует мощный пласт, посвященный жизни на селе в 30-80-е годы, но так и не появился жанр современного бурятского городского романа.
Порой кризисные и застойные явления в литературной жизни расстраивают меня настолько, что я даже подумываю:
- А не отложить ли в сторону плотницкий топор, мастерок и болгарку, и не взять ли самому перо в руки?
)

- Булат, ты же сам что-то пишешь?

- На днях я выпустил книгу в стихах о законах степи, буду анонсировать среди малого круга. Сейчас взялся за книгу "Путешественник по мечтам", в которой расскажу о том, как иду от мечты к мечте. Я за свою короткую жизнь сменил очень, очень много видов деятельности, поэтому каждый рассказ будет описывать новый этап моей биографии, длящийся как правило примерно 2 года.


- Сильные стороны бурятского национального характера? Какие качества помогают бурятам в конкурентной борьбе?

- Аналитический склад мышления. Если судить по Москве, то большая часть бурят находится на руководящих должностях именно в финансовой, контролирующей сфере, где нужно проводить анализ, где нужно крутиться. Много сфер, где наши земляки заняли ниши бизнеса, стали директорами, руководителями проектов. Например, крупнейший сайт по 1С держит бурят. Есть долларовые миллиардеры, о которых никто не знает. Много бурят в ООН на руководящих должностях.

Приспособляемость. Бурят - везде свой, будучи по натуре степняком, он умеет освоиться в незнакомой обстановке. Буряту все равно - Новосибирск, Германия, Африка, США, Китай - его везде никто не будет воспринимать негативно, с ним будут обсуждать проблемы, принимать за своего.
И это сыграло плохую шутку - слишком быстро начали ассимилироваться, растворяться.

- Ну, это ты о деловых качествах, а о морально-этических, что скажешь? Например, о знаменитой бурятской толерантности. Ведь за столетия не было зарегистрировано, слава Богу, ни одного межнационального или межконфессионального конфликта - случай уникальный в мировой истории, в то время как в западных регионах России чуть ли не ежечасно от рук националистов льется кровь невинных людей.

- Буряты слишком добрые - это с одной стороны хорошо, с другой существенный недостаток. У нас кто самый добрый, тот хуже всех живет, а тот, кто позлее - лучше (называет одну из республик Северного Кавказа).

- Если уж заговорили о толерантности бурятского народа, как ты думаешь, сколько процентов небурятского населения хотят учить бурятский язык?

- 5% будет учить, но 95% не будет. Такая ситуация везде. Например, в Казахстане я обратил внимание на то, что неказахи, прожив без малого четверть века в суверенном государстве, категорически не хотят учить казахский язык. Та же картина в Киргизии, Узбекистане, Прибалтике, Украине. Очевидно, что на первое место выступает имперский шовинизм.

- Есть деятели фашистского толка в Бурятии или нет? Они структурированы?

- Они есть. По своим каналам я установил, где они живут, чем занимаются, как тренируются, кто лидеры и идеологи. Насколько я знаю, сейчас после митинга в Питере пошло мощное финансирование. Задача - расшатать ситуацию и обвинить патриотов из числа титульных народов в республиках (То-то активизировалась в сети бурятофобская нечисть!).

- Мы мало знаем о тебе, расскажи основные вехи биографии.

- Мне 32 года. Поступил на прикладную информатику в Техноложку, через 2 года перевелся в Москву, окончил МЭСи, диплом был самый лучший на потоке. С 14 лет начал работать программистом 1С, в 19 лет был начальником IT-отдела в Улан-Удэ. В столице перевелся в крупнейшую консалтинговую компанию, занимающую 3-е место в России. В 21 год стал замдиректором Олмапресс по IT и бизнеспроцессам, затем исполнительным директором компании IT, курировавшей поставки компьютеров и программного обеспечения в правительство Москвы, таможню, спецслужбы, РЖД и т.д. После открыли свой бизнес - компанию, которая на субподряде обучает методике 1С. Я методист по УПП, читаю курсы, автор 11 книг.

Параллельно занимался общественной деятельностью - мы организовали первую красу Бурятии, устраивали праздники, мероприятия в юрточном городке в Калужской области, проводили бурятские дискотеки, встречи и т.д.

(Булат прошел суровую московскую школу со всеми ее прелестями - острейшей конкуренцией, расизмом, жестокими волчьими законами. Закалившись в борьбе, он добился значительного успеха, нашел свое место в жизни. А сколько задумайтесь, сколько таких же бурятских ребят и девушек - одаренных, энергичных разбросано по России, по миру! Представьте, что все Булаты Шагжины вернуться в Бурятию! Их капиталы, знания, деловая энергия могли бы вдохнуть жизнь в агонизирующую экономику Бурятии, дали бы мощный импульс развития депрессивной республике. Но похоже бурятскому правительству они совсем не нужны.)

- Ты к какой племенной группировке относишься, кто твои родители?

- У меня хоринская и эхиритская составляющие, но вообще я не только бурят не делю на восточных и западных, но и монголов - на бурят, калмыков, халхов и т.д. О семье я лучше промолчу.

- Ты буддист или тэнгрианец?

- Я - тэнгрианец. В буддизме, который я на сегодняшний день наблюдаю, сильно разочаровался. Вижу большую гордыню в ламах, хвастовство, чванливость. Много вижу и плохого по отношению к тэнгрианству. Зачастую во время ретритов людей доводят чуть ли не до состояния ненависти к тэнгрианству. К самому буддизму Его Святейшества Далай-ламы отношусь хорошо. Буддийское вероучение интересно мне как философия, учение о причинно-следственной связи, а не религия.

- Наши замечательные девушки из "Наследия Оэлун", профессор Абаев, шаманы, монгольские, казахские, якутские ученые, эзотерики - все по своему трактуют тэнгрианство. Где же истина? Не является ли причиной разногласий отсутствие канонического текста, фигуры пророка как в авраамических религиях - иудаизме, христианстве, исламе?

- Уверен, что все последователи тэнгрианства ведут важную и нужную работу, так создается критическая масса идей, со временем произойдет отсев всего наносного и рано или поздно наступит унификация тэнгрианской религии. Важным шагом для молодежи в этом направлении должно стать прочтение книг Б.Ц. Гомбоева и Б.Д. Базарова.
Говоря о канонических текстах, отмечу, что на территории Турана имели широкое распространение тэнгрианские Псалтыри, уничтоженные после прихода ислама - http://tatarkam.livejournal.com/39170.html.

- В чем выражается твое почитание Тэнгри? Какие обряды делаешь?

- На Бархан-Уула езжу. Там как только покропишь, моментально с тобой начинают говорить духи.

- У тебя есть утхэ?

- Есть, но я с ней не разобрался. Есть дар ясновидения - иногда называл дату рождению, имена предков, родителей человека, с которым до этого не был знаком.
Снятся вещие сны, которые обязательно сбываются. Поверят или не поверят - я видел Гэсэра, он назвал меня "анда". Однажды во сне пришел шаман, затем какой-то мужчина, предупредивший, что придут 13 помощников. Действительно, во сне увидел 13 помощников, которые назвали свои имена - оказалось, это имена 13 тэнгриев. Всегда, когда что-то делаю, советуюсь с ними. Один раз пришли и сильно крикнули в ухо: "Ты почему только бурятам помогаешь?" Я сейчас думаю, если в Москве буду организовывать мероприятия, буду делать для всех.



- Любимые писатели? Что читаешь?

Толстой точно нет. Писатели, развивающие тему маленького человека, неинтересны. Подсел на Хэмингуэя, перечитываю "По ком звонит колокол". Мне нравится его биография, стиль жизни. Он умел жить, ощущал пульс и ритм жизни. Если чувствовал застой, бросал все и уезжал на сафари или искал затонувшие немецкие подлодки.

- Хобби?

- Рыбалка, коллекционирую холодное оружие, но хобби постоянно меняется. В основном это писательство и моя работа. К счастью, я каждые 2 года меняю род деятельности, полностью погружаюсь в нее.

- Любимое изречение?

- Желание - тысячи путей, нежелание - тысячи причин (Иными словами, стоит только сильно захотеть и перед тобой откроется тысяча возможностей, у инертного же человека всегда тысяча отговорок).

- Исторические деятели, политики, полководцы, мыслители, по примеру которых ты строишь свою жизнь?

- В финансах - бизнесгуру Бодо Шефер. В плане того, какую жизнь я бы хотел прожить - наверное, Хэмингуэй. С точки зрения общественной деятельности - Махатма Ганди.

- Булат, уезжая, что ты пожелаешь бурятским общественникам?

- Сейчас пойдут объединяющие круглые столы. Попрошу ходить на них, сплотиться в большую команду и делать проекты во благо бурятского народа.

За эти годы самосознание поменялось, но большая часть народа все же аморфна. Диалог с властями невозможен. Значит надо пробовать иные варианты, инструменты и действия должны быть другими.

- Ты когда-нибудь вернешься?

- Власть у нас стала фаш.стской. Есть люди наверху - откровенные бурятофобы, шовинисты, с непониманием почему они должны изучать бурятский язык, прислушиваться к бурятам, которых они презрительно называют "национальным меньшинством". Вернусь когда никто не будет мешать работать, когда главарь коррупционной группы уйдет.

Мы передали Главе Бурятии Вячеславу Наговицыну петицию в защиту бурятского языка с 2000 подписей, которые мы собрали всего за месяц. К сожалению, Глава никак не прореагировал. Я несколько раз просил Наговицына о встрече по поводу создания нового бурятского национального лицея на базе 2-й школы (Напомню, что конкурс на одно место в РБНЛИ № 1 составляет 20 человек), но он не захотел встретиться. Когда руководитель республики не будет уклоняться от встреч, будет готов к открытому диалогу, к работе над совместными проектами, тогда - да, приеду.

- Спасибо за интервью! Булат, надеюсь ты скоро вернешься в Бурятию!

Я не могу назвать Булата диссидентом. Диссидент в самом высоком понимании этого слова - это Владимир Хамутаев, Доржо Дугаров, Раджана Дугарова, Надежда Низовкина.
Не могу назвать его и бурятским Данко или Прометеем - слишком пафосно и предполагает самопожертвование.
Тем более не могу назвать Булата прожектером и фантазером - все его проекты имели чуть ли не математическое обоснование, многое было с успехом реализовано.
Пожалуй, Шагжин похож на киногероя из вестернов Бронсона, который после долгого отсутствия на чужбине вернулся в родной городок, затерянный в прериях, был неприятно поражен увиденным и поэтому вступил в непримиримый конфликт с нечистым на руку шерифом и его подонками, притеснявшими простых жителей.

Булат был нацелен на конструктивный диалог, а власти повернулись к нему спиной, остались черствыми к проблемам бурятского народа.
Он протянул руку для дружественного приветствия, а ему вложили в ладонь камень.
Он хотел издавать за свой счет книги, а ему чинили на каждом шагу препятствия.
Он хотел популяризировать бурятский язык, а его обвинили в национализме.

И он уехал, покинул Бурятию, но это не капитуляция и не бегство, а рационально принятое в сложившихся условиях решение, перегруппировка сил перед новым, решительным витком борьбы за язык и культуру бурятского народа.

Я знаю, на разветвленных путях сансарического бытия судьба вновь сведет нас, и я уверен, что встреча эта произойдет на бурятской земле!

Источник: http://aldar-guntupov.livejournal.com/13795.html?view=48099#t48099

3 комментария:

  1. Надо было продублировать статью на бурятском. Вообще, если все статьи на бурятском бы дублировались, было бы здорово. В будущем сделать инструмент как в Google translate, инструмент для перевода не всей страницы, а выделенного слова. Вот тема бы была.

    ОтветитьУдалить
  2. Буряад арадай эрхим хубуудэй нэгэн! Хэhэн хэрэг, ажалынь урагшатай, арад зондоо туhатай, ута наhатай, элуур энхэ, буянтай, бурхантай ябахань болтогой!

    ОтветитьУдалить
  3. Сайн, как можно встретится с Вами, Булат?

    ОтветитьУдалить